Типичные ловушки в работе маркетолога и как их избежать

   Все  слышали о ловушках, которые хитрые маркетологи расставляют покупателям. Но и самим специалистам грозят западни. Какие они бывают и как их избежать управленческими методами.

Читая требования работодателя к маркетологу или, наоборот, резюме соискателей по данной вакансии, порой восхищаешься сложностью и ответственностью данной профессии. А уровень задач, стоящих перед маркетологом, напрямую влияет на стратегическое положение предприятия. Часто же специалист закончивший курс маркетолога, прошедший дистанционное обучение по маркетингу, имеющий практический опыт, оказывается в собственных ловушках, расставленных ситуацией или работодателем.


Типичные ловушки для маркетолога:
    1. «Горит!»
«Это надо было сделать еще вчера», «у всех конкурентов есть, а у нас еще». У руководителей такие идеи возникают после общения конкурентами, после посещения выставок, тренингов, а то и после продолжительного отпуска. Идеи, которые срочно нужно брать в работу – это отлично. Но если такие горящие задания возникают чуть ли не каждый день, а на их выполнение требуется тратить все основные временные и иные ресурсы, то ситуация уже не здоровая.
    2. «За деньги и дурак сделает, а ты попробуй и без бюджета».
Многие директора считают, раз уже в компании есть маркетолог, то его зарплата – это и отныне весь бюджет на маркетинг. Логические доводы, что на рекламную компанию нужен бюджет, чтоб достичь каких-то показателей, - необходимо сначала вложиться, не убеждают.
    3. «Все и сразу».
Все задачи и проекты преподносятся как максимально важные. Состояние аврала становится хроническим. В итоге у работника постоянная неудовлетворенность собой, он чувствует себя во всем виноватым. А работодатель продолжает нарезать задачи.
    4. «Погряз в рутине».
Ежедневных срочных мелких задач, которые и переделегровать-то некому, накидывается великое множество. В итоге вроде дыры залатаны, а на стратегические вопросы времени не остается. В итоге руководство все равно не довольно результатами деятельности маркетолога и делает вывод, что маркетинг ничего ценного для компании не делает.
    Очень часто оздоровить ситуацию поможет аудит маркетинга организации, но самому вытаскивать себя за волосы все же придется.

Вот рекомендации, как не попасться в такие ловушки:
   - В начале трудовой деятельности, начале отчетного периода (неделя, месяц и так далее) согласовывайте основные цели и мероприятия по их выполнению;
   - Просите руководство расставлять приоритеты в вашей деятельности. Вы можете предложить варианты – как список приоритетов может выглядеть. Но прямая обязанность руководства – принять решение и озвучить вам, что важно сделать в первую очередь, что во вторую и так далее.
   - Не заменяйте стратегические задачи тактическими. Помните, ежедневно, несмотря ни на что, нужно часть времени (от 20% до 60%) отводить на выполнение стратегически важных задач: поиск новых ниш, разработка новых продуктов, сбор информации и рынке и прочее.
   - Будьте конкретны и по возможности оцифровывайте предполагаемый эффект от проводимых мероприятий. Такие предложения проще обосновать, удобнее скорректировать ход выполнения. Даже если фактические результаты будут отличаться от планируемых, хотя бы у вас появится конкретная конвертация по такому проекту и планирование в следующий раз будет более точным.
  - Определите несколько основных показателей деятельности и согласуйте их с руководством. Регулярно их замеряйте, повышайте, улучшайте результаты. Будет виден результат – и руководству будет спокойнее.

Вера Бокарева,

независимый консультант в области маркетинга