Семинар по маркетингу, тренинг и курс – основные отличия

  В чем специфика курсов, семинаров, тренингов и мастер-классов по маркетингу. Об основных отличиях этих форматов и о том, чем в первую очередь они могут быть полезны.

   Семинар, тренинг, мастер-класс, курс маркетинга – все это по сути формы обучения. Но каждый формат имеет свои отличия и работает на разнее задачи.


                                                Что такое тренинг по маркетингу, семинар и курс
   Семинар по маркетингу – это теоретическое занятие. Включает представление доклада, обсуждение примеров из практики.
  Курсы маркетинга и рекламы   – это структурирована подборка материалов по определенной тематике, например по b2b маркетингу.
    Тренинг (от англ. training «тренировка») – направлен на освоение конкретных навыков. Ведущий не главное действующее лицо, а скорее координатор действий участников. Распространен формат индивидуальных тренингов, организованных под специфику конкретной компании.
   Мастер-класс – это передача опытным специалистом, экспертом своих знаний методик аудитории. Может проходить как в форме семинара, так и в форме тренинга.
   Маркетинг семинар в первую очередь направлены на закрепление, подтверждение знаний, которые уже получены в рамках других учебных занятий, прочтения литературы. Курс – это набор семинаров. В таком формате сейчас популярно обучение маркетингу онлайн. Маркетинг тренинг же, главным образом, направлен на закрепление и развитие навыков. В ходе тренингов используется более широкий инструментарий по сравнению с семинарами: дискуссии, деловые игры, мозговой штурм, разбор кейсов, также есть и изучение теории.

                                            Основные отличия курсов маркетологов, тренингов и семинаров

Семинар
Цель – закрепление, подтверждение полученных ранее знаний.
Основной формат – дискуссия группы.
Специфика: равное соотношение теории и практики.
Основной результат – закрепление знаний
Виды семинаров
Бизнес-семинар – его основная цель – улучшить определенные навыки сотрудников, повышение их профессионального уровня.
Учебный семинар – направлен на подробное изучение какой-либо темы.
Вебинар (онлайн-семинар) – проводится дистанционно. Основная направленность – обучение какой-то теме или консультирование.

Курс
Цель – освоение или закрепления знаний по дисциплине, направлению.
Основной формат – лекции, дискуссии группы.
Специфика: равное соотношение теории и практики.
Основной результат – приобретение и закрепление знаний.
Все больше распространены дистанционный маркетинг в формате курса или семинара, это приемлемо по цене и позволяет экономить много времени.

Тренинг
Цель – повышение уровня определенных навыков.
Формат основан на комбинировании: деловых игр, разборе кейсов, дискуссии, мозговом штурме, ролевых играх и других.
Специфика: интерактивность и много практики. Практики больше, чем теории. Соотношение примерно 70/30 или 80/20.
Основной результат – получение навыков
Главные составляющие тренинга: интерактивность и технологичность. Как известно, мы запоминаем 90% из того, что сделали сами. Интерактивность подразумевает взаимодействие посредством диалога. Технологичность – комплексное и целостное выстраивание процесса обучения.

Мастер-класс
Цель – передача мастером, экспертом собственных навыков, технологий.
Формат: любой. Может проводиться в формате тренинг, семинара или совмещать эти форматы.
Специфика: в зависимости от выбранного формата.
Основной результат – освоение технологии, методики, подхода.

   Очень часто семинар или мастер-класс называют тренингом. Насколько это критично зависит от аудитории. Все зависит от того насколько четкие цели ставят перед собой участники.
   Радует, что в последние годы в нашей стране ниша бизнес-образования стала довольно насыщенной. У посетителя есть выбор, есть альтернативные предложения, много бесплатных семинаров. Соответственно, аудитория становится более требовательной. И чаще выдвигает четкие пожелания к формату, к содержанию обучающего мероприятия, к профессиональным качествам тренера.

                                                           В каких случаях заказывают обучение маркетингу?
   1. Просто посмотреть что это такое – такое случается все реже и реже.
   2. Компания или какое-то ее направление нуждается в новых подходах к развитию, в переподготовке маркетинга, планирует освоение новых ниш продуктов.
   3. Есть осознанная потребность в освоении какого-то метода, инструмента или подхода.
   По первой ситуации добавить нечего – если есть время, деньги, то никакая учеба не будет лишней. Можете себе позволить – идите. Почему бы и нет.  Во втором случае посещения одного тренинга или семинара недостаточно. Лучше изучить содержание мероприятий и посетить 2-3. Лучше посетить разные форматы, чтоб закрепить теорию и на практике отработать какие-то навыки. В третьем случае подойдет посещение мастер-класса, вебинара, небольшого семинара в рамках какой-то программы.

                                                                  Как оценить эффективность обучения?
    Любой материал принесет ощутимую пользу в виде продаж, повышения лояльных клиентов, роста трафика только при его использовании. По экспертным оценкам, свои записи, сделанные во время тренингов или семинаров тщательно читает или использует только 7%. 15% - потом перелистывает. Соответственно 78%, а это 4 из 5 участников обучающих мероприятий впоследствии не обращаются к записям.
     По оценкам психологов, человек запоминает 90% из того, что попробовал сам и лишь 10% от того, что услышал. Поэтому важность тренингов с большой практической составляющей неоспорима.
     Однако успешная практика получается при наличии понятной и актуальной теории. Поэтому лучше посещать мероприятия разных форматов, разных школ маркетинга и экспертов.

Вера Бокарева,

консультант по маркетингу