Функции отдела маркетинга

Функции отдела маркетинга связаны с анализом рынка и продвижением компании на рынке, а также с выстраиванием коммуникации с клиентами. Также существует перечень не целевых функций, которые не стоит возлагать на маркетолога, поскольку у него не останется времени на выполнение основной работы.


Главные функции отдела маркетинга


в общих чертах направления деятельности отдела маркетинга можно разделить на:
- Сбор информации о рынке – аналитику. Эта информация должна давать ответ на вопрос «Как нам двигаться дальше»
- Поддержку продаж и продвижение на рынке
- Позиционирование компании
- Определение целевой аудитории, ее сегментирование


- Проведение маркетинговой активности: акции, выпуск печатных материалов и т.д.
- Поддержание коммуникации с клиентами, сбор обратной связи
- Обеспечение отдела продаж притоком клиентов.



Что не входит в функционал отдела маркетинга


Очень часто, особенно в малом и среднем бизнесе, маркетологу поручают задачи, косвенно относящиеся к продвижению компании на рынке и аналитике. Получается, что он тратит рабочее время на нецелевые для себя действия, а маркетинговая сфера компании становится слабой.
Вот примеры таких не целевых задач:
1. Задачи, не связанные с  продвижением, продажами, клиентами.
Например, общее делопроизводство компании, мероприятия по управлению персоналом, организация тендера для транспортного отдела. разумеется, маркетолог или его руководитель могут иметь совещательный голос при реализации любых подобных проектов, но основную часть рабочего времени точно не стоит на это тратить.



2. Производственных, хозяйственных и прочие обеспечительные задачи.
Обеспечение реализации проекта бережливого производства, актуализация сертификации ISO на предприятии, закупка канцелярских товаров. Эти и другие задачи очень важны, но по ним в качестве ответственного должно выступать должностное лицо из других подразделений, а маркетолог – просто выполнять задачи из своей зоны ответственности.
3. В чистом виде планирование продаж, финансовое планирование.
Разумеется, маркетинг при составлении годовых планов должен предоставлять аналитику о рынке, проводить продуктовый анализ, результаты сегментирования и так далее. Но за план продаж отвечает, прежде всего, директор или коммерческий директор, за финансовый план – финансовый или генеральный директор.
Функции отдела маркетинга направлены на изучение рынка, привлечение и удержание клиентов. Главное, не тратить время на не целевые действия.